1 класс А
Доклад Использование современной игровой технологии квест в воспитательном процессе неслышащих школьников
Т.В. Матыгулина, воспитатель, высшая категория, ГОКУ «СКШИ г. Черемхово», Иркутской области e – mail: matyghulinat@mail.ru
«Игра - путь к познанию мира, в котором они (дети) живут и который призваны изменить» M. Горький
Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника. Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Это становится возможным лишь при условии создания специального пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальных коррекционных классах является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Внедрение технологий во внеурочную деятельность – это повышение интереса, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в активную жизнь класса и школы.Используя новые, увлекательные технологии, можно обеспечивать эту включённость. Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их болеетворческими, упроститьпроцесс общения с учениками и их родителями. Современные технологии педагоги нашей школы применяют не только в учебной, но и в воспитательной работе. Педагогический коллектив школы в рамках методических тем работает над вопросами: 1. Как поддержать интерес учащихся к внеклассным мероприятиям? 2. Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную внеурочную деятельность? Игра как педагогическая технология никогда не теряет своей актуальности. Обращение к квест- технологии обусловлено следующими факторами: 1. Квест является популярной игровой формой и ее использование создает дополнительную мотивацию для участников по включению в деятельность. 2. Квест, как универсальная игровая технология включает соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий. 3. Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности. 4. Квест дает возможность участникам через систему загадок, подсказок, помощи отслеживать собственное продвижение, осуществлять рефлексию деятельности. Прежде всего, давайте определимся с основными понятиями – что такое квест - игра, каковы ее задачи и как она устроена. Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Понятно, что для воспитанников идея квеста идеально подходит: · дети сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, · придумывают, как с ними справляться и в конце игры подходят к определенному результату. Квест - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков. В ходе организации работы над квестами реализуются следующие задачи. Образовательная: · вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, · организация индивидуальной и групповой деятельности детей, · выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме. Развивающая: · развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения, поисковой активности, стремления к новизне; · формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы; · расширение кругозора, эрудиции. Воспитательная: · воспитание толерантности, · личной ответственности за выполнение работы. Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам: 1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка. 2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных материалов. 3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами. 4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес. 5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста. 6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи. При подготовке квеста нужно помнить условия: 1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец. 2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. 3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем. Структура квеста 1. Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы». 2. Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. 3. Командный характер действий. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща. 4. Игроков сопровождает инструктор «Инструктор команды - взрослый». Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия. Из такого описания можно понять, что в квестах: · есть определенная цель, к которой движутся участники; · поиск происходит как в «реальном мире», так и на искусственно подготовленной площадке; · события и испытания – разнообразны и, подчас, неожиданны; · каждый сделанный шаг либо приближает, либо отдаляет участников от конечной цели. Квест - игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создает условия для поддержки и развития интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт. 17 февраля для 1-4 классов была проведена квест - игра «Путешествие в сказочный лес». Все воспитанники были разделены на группы по возможностям. Цели: 1. Развивать познавательную активность, любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. 2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей. 3. Способствовать проявлению исследовательской активности детей в процессе решения задач разных видов и поиску результата оригинальными действиями. 4. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. 5. Воспитывать уверенность, чувство собственного достоинства, культуру общения, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость Дети вместе с педагогами окунулись в волшебный мир загадок и тайн, получили позитивные эмоции от достижения поставленных задач, безусловно, квест – игра помогла осуществить задуманное с лёгкостью и заинтересованностью. 1. Помогли лисе пройти лабиринт и добраться до своего домика. Раздувая крупу в блюдцах, определили дальнейший маршрут. 2. Помогали ребятам выполнять задания маршрутов - сказочные герои. За правильное выполнение задания дети получали «волшебные» мешочки. 3. С волком ребята находили среди букв название сказок, называли сказки по картинкам, составляли картинки по порядку и узнали следующий маршрут. 4. С зайчиком ребята нашли задание в шарике, затем находили заячьи следы. На одном из следов зайца был указан следующий маршрут. 5. Выполнив задание бабы Яги, ребята нашли ключ от волшебного сундука. В сундуке для ребят был сладкий фруктовый подарок. 6. И, конечно, дискотека со сказочными героями. 7. Итогом был – выпуск газеты. Так же воспитатель 8б класса - Мельник М.В. проводила занятие по профориентации «Профессия фотограф» с использование технологии квест. Дети в игровой форме, выполняя задания маршрутов, нашли компьютер. Значение квест-игры: 1. Является привлекательной для воспитанника, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий. 2. Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания. 3. Обогащает сходными впечатлениями для совместного обсуждения. 4. Формирует унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе. 5. Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе. Таким образом, в результате проектирования квест - игры каждый педагог имеет возможность: 1. Осуществлять педагогическую деятельность в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка. 2. Способствовать созданию благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого воспитанника. Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что квест очень привлекательная для детей деятельность, позволяющая им самореализоваться. В такой игре, действуя в условной ситуации, ребенок чувствует себя свободным, самостоятельным, умным и умелым, что расширяет круг его представлений о мире и обеспечивает внутренний эмоциональный комфорт. Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью. Рекомендации 1. Проводить квест - игру для воспитанников всех классов в осеннее-весенний период на улице, в зимний период – в здании школы. 2. Привлекать к участию в квест – игре родителей воспитанников.
Электронные ресурсы 1. http://fb.ru/article/183600/interesnyie-zadaniya-dlya-kvestov-zadaniya-dlya-kvest 2. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247 3. http://www.zavuch.ru/methodlib/182/77324/#sthash.cp6LyDYy.dpbs 5. http://pandia.ru/text/80/050/23458.php 6. http://www.refsru.com/referat-27670-1.html 7. http://www.myshared.ru/slide/1193253/ 8. https://sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-24-oktabr-2014-universalny 9. http://gigabaza.ru/doc/162772.html 10. http://referatbox.com/14662/soderzhanie-uchebnogo-processa/
3 августа 2016 в 15:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.